• Полина
  • Лилия
  • Лена
  • Аня
Ежедневно с 10.00 до 20.00
менеджеры ответят на ваши вопросы

Грядущий нефтяной кризис

Автор: Роберт Кийосаки

Кто из вас уже работал в далеком 1973 году? Если вы работали в то время, вы, как и я, почувствовали на себе все тяготы экономических проблем того периода. Но если вы еще учились или не застали период нефтяного кризиса, будьте готовы, потому что те времена, подобно чуме, могут вернуться снова.

Я уволился из морской пехоты и нашел свою первую (и последнюю) реальную работу в компании Xerox Corporation. Американская экономика в то время находилась в удручающем состоянии. В период с 1973-го по 1974 год США находились в разгаре топливо-энергетического кризиса, а инфляция выражалась в двузначных цифрах. Было придумано новое слово «стагфляция», которое означало высокие темпы инфляции в условиях отсутствия экономического роста.

Из-за топливного кризиса у меня был не один, а два автомобиля: Corvette и Karmann Ghia, кабриолет фирмы Volkswagen. По четным дням я ездил на Corvette, а по нечетным пересаживался на  Karmann Ghia. К тому же, в целях экономии бензина был сокращен лимит скорости с 65 до 55 миль в час, и я постоянно получал штрафные талоны за превышение скорости.

Самое ужасное, что мне как новому торговому представителю компании Xerox, который только учился продавать, приходилось не продавать, а спасать копиры Xerox. Это происходило потому, что Xerox в то время в основном сдавал свои копиры в аренду. Как только экономическое положение ухудшилось, первое, от чего избавлялись коммерческие фирмы, были копиры Xerox. Каждый отказ означал, что мне нужно было продать два копира — один, чтобы перекрыть убытки от отказа, а другой, чтобы заработать деньги на бензин и пропитание. Бывали периоды, когда я терял больше аппаратов, чем продавал, и меня несколько раз чуть не уволили.

Цены на нефть будут только расти.

Я не случайно предался этим воспоминаниям, потому что считаю, что мы приближаемся к повторению криза 1973—74 годов. Цены на нефть снова зашкаливают. В середине семидесятых баррель нефти вырос в цене с $3 до $35. И в 1974 году мы завязли во Вьетнаме, в войне, которую мы проиграли.

В 1998 году цена нефти составляла всего $10 за баррель, а сегодня баррель стоит больше $60. И мы так же ввязались в войну, которую, по всей видимости, проиграем.

Разница в том, что сейчас ситуация гораздо сложнее, чем это было в 1974 году, по крайней мере, таково мое мнение. Первое отличие в том, что нефтяной кризис 1973—74 годов, а затем и 1978 года, был обусловлен политическими конфликтами. Сегодня кризис выражается в уменьшении предложения и повышении спроса. Другими словами, сейчас это по-настоящему нефтяной кризис.

Многие люди тешат себя надеждами, что баррель нефти снова будет стоить $35. Или надеются на то, что, используя новое технологии, энергетические компании откроют новые месторождения нефти, и тогда снова наступят счастливые деньки.

Я не разделяю этого оптимизма. Я не могу сказать, что я прекрасно разбираюсь в нефтяном бизнесе, но в период с 1966-го по 1968 год я проходил практику в компании Standard Oil of California, где многое узнал о нефти и нефтяной промышленности. И хотя я помню, как цены на нефть поползли вниз в конце семидесятых, я полагаю, что на этот раз цены будут только расти. Я не удивлюсь, что скоро баррель будет стоить $100, а цена галлона бензина вырастет с $5 до $12.

Достаток и цена на топливо

Высокие цены на нефть наводят на размышления, что достаток находится в различных формах зависимости от цен на топливо. И это гораздо шире понятия денег. Если я прав и цена на нефть вырастет до $100 за баррель, то для некоторых людей и компаний отношение достатка к ценам на топливо будет выглядеть следующим образом:


Достаток людей, которые живут в пригородах и добираются на работу на автомобиле, будет таять по мере роста цен на нефть. Это же справедливо по отношению к авиакомпаниям, пищевой и автомобильной промышленности, не говоря о таких районах, как Гавайские острова, развитие которых зависит от дешевого топлива.

Для других людей (и некоторых компаний), отношение достаток/цена на топливо будет выглядеть следующим образом:


Доходы людей, которые вкладывают в нефтяные компании или контролируют производство нефти, будут отражать это отношение. Именно по этой причине не так давно самой прибыльной компанией Америки стала компания Exxon-Mobil, потеснившая Wal-Mart.

Пугающий вакуум

И хотя защитники окружающей среды, обеспокоенные глобальным потеплением, без ума от радости, что запасы нефти иссякают (а мы действительно нуждаемся в замене нефти на более возобновляемые источники энергии, такие как ветер и солнечная энергия), не стоит забывать об еще одной проблеме. Если цены на топливо будут продолжать расти, а наша экономика остановится в своем развитии и пойдет на спад, то многие акции обесценятся, старшее поколение американцев не сможет выйти на пенсию, инфляция может выйти из-под контроля, многие организации либо обанкротятся, либо будут вынуждены распродавать свои активы, и, наконец, будут сокращаться рабочие места. Мы не только столкнемся с глобальным потеплением, но и станем свидетелями социального хаоса.

Беда в том, что сегодня нефтяные компании живут только настоящим, защитники окружающей среды думают только о будущем, а политики заботятся только о победе на выборах. В результате возникнет своеобразный вакуум между окончанием нефтяной эпохи и переходом к использованию менее разрушительных источников энергии. В этом вакууме может начаться настоящая катастрофа.

В следующих статьях я расскажу, как я готовлюсь к этому вакууму, а также о том, почему я считаю, что нам не миновать катастрофы. Словом, нас не ждет повторение кризиса 1973—1974 годов или новая стагфляция. Я полагаю, что нас ждет разрушение нашей цивилизации, и возможно рождение нового храброго мира.

Как сказал моим студентам в 1982 году мой любимый учитель, профессор Букминистер, «совсем скоро человечеству придется выбирать между утопией и забвением...и решить, живем ли мы только для себя или для блага нашей планеты»?

© Все права на тексты, фотографии, изображения и дизайн сайта защищены.

ООО «Техпро» , ИНН 7718805565, ОГРН 1107746368300

Телефон: +7 (950) 288-46-75